Рождество Христово — один из главных христианских праздников.
В Иудейском городе Вифлееме (Бэйт Лэхем на иврите означает Дом Хлеба),
родился Царь Давид, а много веков спустя Иисус (Иешуа), Богомладенец, Сын
Божий. Иисус Христос родился в пещере, вертепе, на окраине города
Вифлеем, у Девы Марии,
которую с тех пор называют Богородицей.
Произошло это событие в захваченной римлянами Иудее, во время переписи
населения. По традиции все калена Израиля должны были пройти перепись в их
родных городах. Дева Мария и Иосиф жили в городе Назарете в Галилее. Оба они
происходили из рода и дома Давида из калена Иуды, и направлялись
в Вифлееме. Город в котором родился царь Давид -
Вифлееме, поэтому
Иосиф и Мария
направлялись в
Вифлеем. Свободных мест в гостиницах города и на постоялых дворах не было. Поэтому им
пришлось разместится на окраине города в пещере, в которой пастухи держали
животных. После рождения, Иисус был
положен в ясли, куда кладут корм для животных.
Сейчас над пещерой рождества в Вифлееме стоит Храме Рождества Христова
Вифлеемская звезда
Перед Рождеством явилась на востоке от Вифлеема
чудесная звезда. Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от
Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов
Сифовых (Числ. 24, 17). Необычная звезда привела с востока, на поклонение
новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов, которые, падши пред ним,
поклонились и поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну. Золото - как Царю,
ладан - как Богу, смирну - "яко человеку смертну".
место рождения Христа, Вифлеем
Первыми гостями божественного младенца были простые пастухи, которым Ангел
возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет
всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть
Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в
яслях» (Лк 2,10-12).
Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с
дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они ждали,
что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала
им путь в Вифлеем.
Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий
смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как
человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали
умерших).
Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все
творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы - дары,
пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа
стала Дева Мария.
Во тьму веков уж ночь та отступила, Когда, устав от злобы и тревог Земля в объятьях неба опочила И в тишине родился: «С нами БОГ!» И многое уж невозможно ныне: Цари на небо больше не глядят, И пастыри не слушают в пустыне Как ангелы про Бога говорят. Но вечное, что в эту ночь открылось, - Несокрушимо временем оно, И Слово вновь в душе твоей родилось, Рожденное над яслями давно. Да! С нами Бог – не там, в шатре лазурном, Не за пределами бесчисленных миров, Не в злом огне и не в дыханье бурном, И не в уснувшей памяти веков. Он здесь теперь – средь суеты случайной, В потоке шумном жизненных тревог. Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло, мы вечны, С НАМИ БОГ!
В католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII
был заменён на григорианский календарь в 1582, следующим днём после 4 октября
настало 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря
постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков (последними были Великобритания с
1752 и Швеция). В России григорианский календарь используется с 1918 (его обычно
называют новым стилем), в православной Греции — с 1923 г.
В настоящее время юлианский календарь используют поместные православные
церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы в США и в Европе,
монастыри Афона и греческие старостильники, не принявшие перехода на
новоюлианский календарь в Греческой православной церкви в 1923; а также ряд
монофизитских церквей, в том числе Коптская церковь.
Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской
церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых
зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.
Православное Рождество отмечают 7 января по григорианскому календарю (по
новому стилю), что соответствует
25 декабря по юлианскому календарю (по старому стилю).
Рождественский пост начинается 28 ноября и продолжается до 6 января, до
Рождества.
В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова,
начинается Рождественский пост. Этот пост установлен для того, чтобы принести
Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к
благодатному единению с родившимся Спасителем. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято
вкушать сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество. Первые годы
существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Первые
христиане праздновали праздник Воскресения Христова, который приходился на
празднование Пасхи. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие
эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато
празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было,
каждая община выбирала свою дату.
Решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском
(Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.
Празднование Католического Рождества продолжается восемь дней с 25 декабря по
1 января, образующие Октаву Рождества
Праздник
Рождество Богородицы
установлен Церковью в IV веке.
В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара -
Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и
Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды
Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но
священник по имени Иссихар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был
бездетен, а дети считались благословением Божиим.
Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме
отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее,
скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села
под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, взглянув на небо глазами
полными слез, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие
птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», -
подумала Анна. От этого зрелища скорбь ее еще усилилась, и она стала опять
плакать.
И вдруг ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь,
благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные
народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».
В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог
услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена
Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе
знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот,
найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».
Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в
Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у
Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что
видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в
храме, супруги вернулись домой.
Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше
всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница
пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким
принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника,
священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он
устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.
Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от
Пресвятой их Дочери, как мы знаем, родился Сам Бог.
Паломничество, Схождение благодатного огня, Храм Гроба,паломнические туры заказать
Святая
Кувуклия (от греч. «кувуклион» — ложница, царская опочивальня) —
небольшая (6 х 8 м) мраморная часовня в центре Храма Гроба Господня в
Иерусалиме, скрывающая непосредственно пещеру Гроба Иисуса Христа.
Она состоит из двух частей:
западной, шестиугольной, именно в этой части находится каменное погребальное ложе — аркосалий. восточной,
почти прямоугольной (размером 3,4 х 3,9 м2), называемой «приделом
Ангела» и представляющей собой входное помещение. В середине этого
придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня,
который Ангел отвалил от дверей Гроба. В приделе Ангела, в северной и
южной стене — два овальных отверстия величиною с большое столовое
блюдо. Через маленькую (всего 112 х 72 см) дверь в Кувуклию входит
Патриарх. Над входом висит икона Воскресения, дарованная Николаем
II. Около Гроба Господня обычно горят 43 совершенно одинаковые
лампады из чистого серебра, тринадцать принадлежащих православной
Патриархии, ещё тринадцать — католических, тринадцать — армянских и
четыре — коптских.
истинное крещение в водах реки Иордан
Epiphany - праздник Крещение
christening - обряд крещение
14 января - Обрезание Господне
19 января - Крещение Господне, Богоявление
Праздник Крещения Господня - Богоявление
Праздник Крещения Господня - Богоявление, это днень Просвещения
и праздник Светов — от древнего обычая совершать накануне Крещения (в Навечерие)
крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.
Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1,
9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях
праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения
прося безгрешный... и крещается от раба Владыка всяческих...». «Ко гласу
вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси,
Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа
Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом
спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.
Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес
купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое
спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным
оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества,
свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).
«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное
совершая возрождение и обновление чудное... ». Крещение Христа в водах
Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее,
обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана
Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в
водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное.
Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество —
на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело,
сложеное, животна назидая (воссоздавая)... имеющим в себе жизнь вечную».
Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного
после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения
водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового,
благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф.
28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы
насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».
Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения
изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его
Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал
... многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание
(религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о
Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым,
явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом
сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони... ». В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые
испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн
Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на
ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй
нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и
громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на
Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и
воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя,
Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну: «Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и
очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися.
Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».
Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание
заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ
в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь
и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие
действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией
и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс.
113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь
псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и
побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля,
пришедша от раба прияти Крещение».
«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», —
говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не
дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего
устрашится не имяше» Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и
сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось
некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное»
Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.
Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя
Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех
почтена пророк (из пророков)» — Иоанна. Заканчивая предпразднственное пение и
начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну
Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы
Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и
духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и
предначинаяй торжество».
Паломничество в Святую Землю, поможет вам узнать, почувствовать и понять.
Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня) Иерусалимский храм
Воскресения (или храм Гроба Господня) возведен на месте, где был распят,
погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Первая церковь Гроба Господня была
заложена св. царицей Еленой и построена к 335 г. н. э. В дальнейшем храм
несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался и
расширялся. В 1810 г. (после пожара 1808 г.) он был вновь отстроен в том виде, в
котором существует до сих пор.
Современный Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс,
включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с
огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон,
или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской
Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой
равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня
расположено несколько действующих монастырей, он включает множество
вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной,
католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых
выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь
гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной
Елены и придел «Три Марии» - Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа
Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии - Эфиопской (Коптской) церкви.
Но главные святыни - Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство
службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.